Развитие терапевтической стоматологии

Своим происхождением слова “стоматология”, “стоматологический” обязаны греческим словам “наука” и “рот”. Имеются и другие научные определения: дентиатрия, одонтология. В сферу её изучения входят вопросы физиологии, различных патологий и лечения челюстно-лицевой области. Исторически оформились основные разделы стоматологии: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая. Чтобы лучше понять значение этой важной области медицины, достаточно вспомнить, что такие болезни, как пародонтоз и кариес поражают до 70 % взрослого населения. Подвержены заболеваниям зубов и дети. Детская терапевтическая стоматология в силу своей специфики особое внимание уделяет методам профилактики и лечения зубов и слизистой оболочки.

Из глубокой древности

Детская терапевтическая стоматологияПрактическая терапевтическая стоматология находится в тесной взаимосвязи с другими направлениями медицины, помогая выявлять заболевания. Некоторые болезни проявляются вначале именно в ротовой полости, как, например, С-авитаминоз; характерные пятна Филатова—Коплика на слизистой щёк свидетельствуют о первых признаках кори; некротический стоматит даёт основания предполагать заболевание крови и т. д.

Не только древнегреческие или римские врачеватели занимались лечением зубов, тем самым как бы закладывая основы практической терапевтической стоматологии и на Востоке, в Индии, где этому вопросу уделялось большое внимание. Индусский врач Сурсут, описал признаки и способы лечения многих зубных болезней. В Средние века научные изыскания были под запретом, а стоматологическая помощь принимала формы либо молитвенных заклинаний, либо “хирургических” манипуляций ремесленников. С “мёртвой” точки дело сдвинулось в эпоху бурного расцвета наук. Человек периода Ренессанса всерьёз заинтересовася собственным бытием. Активно изучалось строение человеческого организма. Практическая терапевтическая стоматология всё больше стала опираться на научные исследования, подводя под свою практику фундамент теоретических исследований. Затем, в 18-м веке, свой вклад в науку о лечении зубных болезней внёс французский дантист Пьер Фучард; из-под его пера вышло двухтомное исследование, положившее начало развитию в Европе зубной хирургии.

Запад нам помог

История стоматологииВ России молодая медицинская специальность получила импульс развития от приглашённых к императорскому двору иностранных зубных врачей. Ими было набрано к себе в ученики немало толковых молодых россиян, которые после прохождения обучения получали звание “зубной лекарь”. Дальнейшее формирование корпуса российских специалистов по лечению зубных болезней происходило уже в 19-м веке через частные зубоврачебные школы. Такое положение дел было большим шагом вперёд в вопросе массовой подготовки медицинских кадров этого профиля. Но слабым местом системы этой подготовки было отсутствие у выпускников широкого общемедицинского образования. Встречным шагом стала организация в Москве и Петербурге знакомства врачей общего профиля с зубоврачеванием.

Вслед за этим с конца 19-го века стали возникать общества зубных врачей, издаваться специальные журналы (“Одонтологическое обозрение”, “Зубоврачебный вестник”), через которые происходили обсуждения важных профессиональных вопросов. То был мощный стимул для развития дореволюционной российской стоматологии. Процесс был прерван событиями Первой мировой войны и последовавшими за тем социальными потрясениями. Но уже в 1918 году народный комиссариат здравоохранения Советской России приступает к первым шагам по организации зубоврачебной помощи населению. В 1920 г. на базе столичного университета открывается кафедра стоматологии.

Затем в разных городах были открыты научно-исследовательские институты, работу которых направлял московский Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО). Институты решали практические и научные задачи, укрепляющие кадровую основу отечественной стоматологии. В итоге параллельное существование зубоврачебных школ и одонтологических факультетов при институтах обеспечило успешное решение задач в области стоматологии в предвоенное время. Подтверждением высокого качества подготовки специалистов служит тот факт, что во время Отечественной войны, когда было много челюстно-лицевых ранений, до 80 % бойцов были снова возвращены в строй.

В первые послевоенные годы активно совершенствовалась система обучения специалистов. В стенах стоматологического института с 1949 года студент стал проводить уже 5 лет. Однако в начале 1950-х годов, в связи с некоторыми внутриполитическими тенденциями, многие институты были закрыты, но два самостоятельных института на всю страну и несколько факультетов – этого было явно недостаточно. Правительством было принято решение открывать новые стоматологические факультеты. И с конца 1950-х годов отечественная практическая терапевтическая стоматология вышла на новый уровень, взяв курс на подготовку специалистов только с высшим образованием.

Чему учит история развития стоматологии

Стоматология терапевтическая этоК периоду распада СССР самостоятельные стоматологические институты и десятки стоматологических факультетов выпускали в год в стране более 9 тысяч специалистов. По всем разделам стоматологии в них шли большая научно-исследовательская работа и интенсивный учебный процесс. На момент образования России как самостоятельного государства в стране остался только один стоматологический институт и в полтора раза меньше, чем прежде, факультетов при мединститутах. Выпуск специалистов был сокращён до 4 тысяч в год. Но с развитием рыночных отношений стали возникать частные клиники, появилась возможность оснащения стоматологического кабинета отечественными материалами и инструментарием высокого качества. Современное оборудование и аппаратура — неотъемлемые составляющие стоматологического кабинета, работа которого стала теперь базироваться на новейших мировых технологиях и методиках. Терапевтическая стоматология стала наиболее результативной медицинской специальностью. Она не осталась в стороне от мировых тенденций развития стоматологии.

Практическая терапевтическая стоматология получила сегодня большие возможности опираться на достижения науки и внедрять в практику материалы, публикуемые в журналах, многочисленных монографиях и сборниках научных трудов. Высококвалифицированная стоматологическая помощь населению сегодня базируется на глубоком усвоении основ терапевтической стоматологии.

От слова – к делу

Практическая терапевтическая стоматологияТерапевтическая стоматология находит своё практическое воплощение в работе кабинета. Инструментарий, которым должно быть обеспечено его оснащение, дорогостоящ, но он необходим для квалифицированной терапевтической помощи. В западных странах такое оснащение обходится до 15000 долларов на одного врача. Оснащение в наших кабинетах намного ниже. Особенно если речь идёт о государственных стоматологических поликлиниках. Но в частных кабинетах, в платной стоматологии, стоимость довольно высокая. Дело и в том, что сюда идёт постоянное внедрение нового, сложного медицинского оборудования, и в самой организации процесса. Подведение коммуникаций для кабинета, проводка сжатого воздуха, разных систем к рабочему месту – всё это требует больших затрат, включая оснащение в соответствии с необходимыми эргономическими требованиями. Планировка стоматологического кабинета предполагает хорошее естественное освещение на площади не менее 14 кв. м. Учитывается не только высота потолка кабинета (не менее 3,3 м), но и размещение кресел вблизи окон, цвет и состав краски для покрытия стен, обеспечение кабинета приточно-вытяжной вентиляцией.

Стоматологический кабинет необходимо снабдить отсасывающими устройствами от пыли, сохраняя гигиеничность всего стоматологического инструментария, не допуская развития болезнетворных микроорганизмов. С этой же целью место, где персонал моет руки, должно быть отделено от мест, где производится обработка стоматологического оборудования. В своей работе врач-стоматолог испытывает большое зрительное напряжение. А это значит, что и когда он подбирает стоматологический инструментарий, и когда им пишется история болезни, и на этапе обследования – всегда освещение стоматологического кабинета должно обеспечивать равномерность светового потока, работоспособность зрительного анализатора, возможность правильной цветопередачи, а также исключать избыточное нагревание рабочей зоны, вследствие чего может быть повреждён терапевтический стоматологический инструментарий. Предусмотрены должны быть все мелочи – вплоть до правильного изгиба кресла в расчёте на пожилых пациентов, анатомической конфигурации подголовника, удобства, с которым врачу можно брать инструменты из любого положения и т.п. Стоматологический процесс в течение многих лет совершенствовался как в аспекте эргономичности, так и в плане используемых материалов и оборудования.

История развития стоматологического оборудования с законной гордостью может проследить, как ручной дрильбор итальянского хирурга 15-го века Джиованни д’Арколи через первую педальную бормашину 1871 года американского врача Моррисона, наводившую ужас одним своим жужжанием, чудесным образом превратился в турбинную бормашину с микромотором, приводящим в действие режущий инструмент со скоростью в 350 000 об/мин., воздействие которого на твердые ткани практически незаметно и безболезненно. С помощью современного стоматологического зонда эффективно исследуется степень пораженности зубов кариесом; а стоматологический пинцет, захватив ватные шарики и тампоны, качественно обработает полость зуба лекарственными средствами. Стоматологический арсенал всегда готов к выполнению разных задач.

Во благо пациента

Ради здоровья наших зубов медицина прошла долгий путь, но и до сих пор многие для себя окончательно ещё не решили, куда в случае разрушения дентина лучше спешить — к специалистам ли от дентиатрии или с обращением к Преподобному Ионе Московскому, запамятовав, что есть болезни, которые время не лечит. И на этом стоматологический экскурс в историю можно закончить.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Нет голосов, голосуйте первым)
Загрузка...